Художник Евгений Семёнов

Проект «Натюрморты» 1990 – 2001

Пришествие и исчезновение

Натюрморты разных лет
Художник Евгений Семёнов/Проект Натюрморты

Натюрморты из проекта «Иконостас – краткий вопросник» на выставке «Натюрморт. Метаморфозы», ГТГ, Москва, 2013

Художник Евгений Семёнов/Проект Натюрморты

Часть видеоинсталляции, созданной на основе одной из частей «Иконостаса – краткого вопросника»
Выставка «Натюрморт. Метаморфозы» ГТГ, Москва, 2012-13

Пришествие и исчезновение

Аллегорически жизнь можно представить как пришествие и исчезновение, а искусство натюрморта похоже на конструктор – собирание из кубиков или пазлов возможных образов мироздания. Не успеешь оглянуться, как окружающая функциональная среда обитания превращается лишь в щекочущее душу воспоминание о невозвратном прошлом. Как я сейчас понимаю меня всегда преследовало желание создать сюрреалистическое поле, без внешних признаков характерных для такого типа высказывания. Пространство где предмет становится не просто вторым я, а приобретает черты сакральной организации бытия и эмоционально становится выражением свойственным другим смежным жанрам: портрету, пейзажу, может быть даже батальной сцене. Он звучит, возможно, издавая крик или напротив становится прибежищем тишины.

Пространство моих вещей подобно пространству веры, также разделено на три части, казалось бы не имеющих ничего общего между собой: грелка, прищепка и поднос; мыло, бутылка молока и штопор; коробка сахара, флакон одеколона и коробок спичек и так далее. Гвозди, кастрюльки, монетки которыми уже нельзя расплатиться, живущая в тебе вера в воду живую и мертвую, пуговки которые некуда пришить-потерявшие свою одежду. Для меня это иконостас объединенный одним каноном.

Само пребывание возле холста во время работы становится чем-то сродни медитации или молитве. Живые субстанции вдруг приобретаю черты окаменелой вечности и напротив «неживое» подвергается изменениям характерным для сущего. Происходит магическая и мистическая трансформация вещей и их художественных отражений. Идеи и сопровождающие их артефакты казавшиеся незыблемыми будто бы уходят в небытие, чтобы потом возродится в неожиданно новом обличии.

Как возможно не замечен уже случившийся конец света, так и часто воспринимаются незначительными отражения этого процесса данные нам через natur e morte.

Евгений Семёнов

Иконостас – краткий вопросник

Раздел, состоящий из шести холстов, соединённых вместе и одного отдельного.
Художник Евгений Семёнов/Проект Натюрморты

Иконостас – краткий вопросник
Холст, масло, 160х180, 1990

Возвращение к себе

Родившись, как абсолютно религиозное высказывание о бренности земного существования, натюрморт со временем утратил свое первоначальное значение. Я предпринял робкую попытку вернуть смысл заблудившемуся в веках жанру.

Неожиданные связи

Во время обучения в Московской средней художественной школе при институте им.Сурикова моими одноклассниками были дети и внуки многих известных художников. Я часто бывал в гостях у своего приятеля Игоря Штеренберга внука Давида Петровича Штеренберга замечательного художника начала века. Тогда еще его произведения не были розданы по музеям, а висели в шпалерном стиле по стенам квартиры. Во время посещений семьи Штеренберга маленький художник конечно не мог не разглядывать диковинные произведения, так не похожие на то, чему его учили в школе.

Потом это забылось и я был удивлен когда сразу несколько искусствоведов нашли прямую связь «Иконостаса – краткого вопросника» с натюрмортами Штеренберга. Юрий Яковлевич Герчук – автор зачитанной и засмотренной мною в юности книги «Живые вещи», впервые увидев эти работы, сказал: «По-моему связь здесь очевидна». Так детские впечатления организовали художественный мир моих работ, а время выявило неожиданные связи.


Е.С.

Гвозди, кастрюльки, шнурки и монетки

Натюрморты двухтысячных
Художник Евгений Семёнов/Проект Натюрморты

Натюрморт. Гвозди. Фрагмент
Выставка «Натюрморт. Метаморфозы» ГТГ, Москва, 2012-13

  • К началу страницы
  • Ha главную страницу