Incognito 3 Сон Волчка «Халк»

Спрятанные художники «Сны Героев»

Проект, состоящий из двенадцати инсталляций

 

Incognito 3

Сон Волчка «Халк»

 

Мне показался интересным как бы исключить зрителя из представленного дискурса. Это диалог между двумя супергероями прошлого и будущего и «третий» тут лишний.

Встреча двух страхов

Будущее неопределенно, а значит и страшно. Волчок – это детский страх из прошлого, персонаж маминых колыбельных, который укусит за бочок, если что. Волчок не злой и не хороший, но потусторонний, из сна, а потому может быть всяким и в любом своем качестве он жутковат. Дети любят бояться, не отсюда ли непреодолимая тяга к подвалам, чердакам, кладбищам, то и дело влекшая детские ватаги со свечами, спичками и тусклыми фонарями в эти недетские места? Когда немного жутко, можно ярче ощущать уют кровати и света ночника. И вот потусторонний житель детского сна встречается с таким же потусторонним и сказочным… Халком.

Это встреча двух страхов, и зритель здесь явно лишний, ему сложно втиснуться и понять даже между кем происходит этот тет-а-тет. Это личное переживание волчка, он всматривается в будущее, и не может понять его. Он не может признать в Халке собрата или соратника. Халк страшен, он похож не на уютный детский страх, а на адского демона. Он анатомичен до тошноты, в его потусторонности нет тепла, лишь холод и стерильность лабораторий. Халк огромен, необуздан, дик, силен, разрушителен и, вместе с тем, герой в детских глазах, на него хотят быть похожими в играх. В волчке больше тайны, условности, необъясненного, необъяснимого, невысказанного. Им не хотят быть. Халк определен до последней жилки. Он гол, гладок, понятен.

Волчок неопределен, оттого и мохнат, его реальный размер отличается от мнимого. В нем, в его шерсти есть пространство для размышления, фантазий, поисков. Волчок – это деликатный фильм ужасов прошлого, где боишься того, что так никогда и не попало в кадр, того, что лишь могло быть в чаще, под могильным камнем, за дверью. Халк – ужас настоящего со всей его органической слизью, телесностью, смакованием анатомии. Эта конкретика как будто страшнее, но страх это физиологический, как неприязнь к падали, здесь больше нет таинственного страха неизвестного–потустороннего. Это страх–отвращение, страх тела, а не онтологический страх души.

Волчок прост. Его не выводили в лаборатории, это не облученный взрывом гамма–бомбы ученый–экспериментатор. Волчок просто «пришел». Юрий Норштейн говорит, что он жил в нем задолго до появления фильма. Халк – синтетический персонаж. Его насильственно придумывали несколько человек. И потому еще в нем нет тайны. А в Волчке – есть. Он ведь «пришел».

Трудно сказать, что для чего здесь будущее. Волчок «пришел» в 1979 году, Халк – в 1962, хотя завоевал мир лишь в 21 веке.

Волчок с ребёночком. Кадр из фильма «Сказка сказок» , 1979

 

The incredible Hulk. Обложка комикса фирмы Marvel, 1962

 

Общий вид инсталляции «Сон Волчка». Из проекта 12 спрятанных художников. Сны героев. 2012

 

Юрий Норштейн. Волчок. Из части «Incognito 3». 2012. Бумага, уголь, 29,5х20 см, 1978

 

Халк. Из части «Incognito 3». 2012. Смешанная техника, 31х23х12 см, 2012