Incognito 8 Сон Табуретки «Ответ Бессмертия»

Спрятанные художники «Сны Героев»

Проект, состоящий из двенадцати инсталляций

 

Incognito 8

Сон Табуретки «Ответ Бессмертия»

 

Это произведение является сиквелом, то есть составной частью и продолжением двух произведений. Первое – это лист из альбома Ильи Кабакова «Десять персонажей». Второе – рисунок Сергея Ануфриева – члена группы «Медицинская герменевтика».

Эхо

Бог может создать камень, который Сам не сможет поднять. Чтобы обосновать это утверждение, можно не упражняться в схоластике и изощренных богословских формулировках. Бог уже создал такой камень, и его существование говорит само за себя. Этот камень – Человек. С человеком Бог создал неподвластную себе территорию – человеческое сердце, в которое его владелец может пустить Бога только по свободному желанию. Это и есть та самая свобода совести, которую у нас не может отнять не то, что человек, но даже и сам Создатель. Эта свобода делает нас Образом и Подобием Бога, позволяя иной раз быть по-детски дерзкими с Ним.

Человек, хотя и имеет начало – существо бесконечное. Геометрически человек – это луч. Однажды рожденная душа больше никогда не прекращает существование. Тело тоже умирает лишь на время, чтобы восстать в преображенном виде. Человек бесконечен и тем самым сопричастен вечности.

Вечность – одно из свойств Бога. Но не Он вечен, потому что умеет сохраняться в вечности, но вечность создана им таковой, и Бог восседает на ней как на троне. Табуретка – не самое удобное седалище. Временное сидение для временных микрокухонь временных Хрущевок в эпоху временного социализма. Это символ человеческого временного. Но есть и человеческое вечное. Табурет – знак сидящего, знак человеческой способности осознанно работать с материей, его творческого начала, след мастера, сплотившего его. А мастер сопричастен вечности.

Упомянутый парадокс всемогущества ставит серьезный бытийственный и художественный вопрос: может ли творение быть неподвластным творцу? Быть может, табуретка и вечность и впрямь беседуют между собой, пользуясь возможностями этого парадокса? Табуретка мнит себя предметом сакральным и потому отваживается на вопрос: «Это навсегда?» – «Да» – чудится ей ответ. Хотя это просто ее собственное эхо.

Но есть и иное прочтение. Может ли художник изобразить нечто, не изображая этого? «Сон табуретки» – ответ на этот частный случай парадокса всемогущества. Художник изобразил то, чего нет на холсте – диалог восседающих.

Вся наша жизнь – разговор с Богом, и, в отличие от табурета, мы можем и должны задавать Ему прямые вопросы. Нам лишь надо осознавать, с кем мы говорим в каждое мгновение – с Творцом или с собственным эхо, отраженном от нас самих.

Что из предложенных прочтений истина, а что эхо?

 

Илья Кабаков. Лист из альбома «Десять персонажей». Из части «Incognito 8». 2012. Бумага, карандаш, 20,5х29 см, 1972

 

Сергей Ануфриев. Это навсегда. Из части «Incognito 8». 2012. Бумага, фломастер, 28х20,5 см, 1996

 

Общий вид инсталляции «Сон Табуретки». Из проекта 12 спрятанных художников. Сны героев. 2012

 

«Сон Табуретки». Детали инсталляции. Из проекта 12 спрятанных художников. Сны героев . 2012