Возвращение навсегда 2002
Проект «Возвращение навсегда»
RETURN TO FOREVER Опыт позитивной реконструкции |
Объект реконструкции: картина |
Исходные положения: | Автор: Василий Кандинский |
Название: «60-е годы» | |
Время создания: 1906 год. | |
Место создания: Рапалло. | |
Техника: холст, масло. | |
Размер: 2.10х3.50 | |
Произведение уничтожено в марте 1908г. |
Основания реконструкции: | Фотодокументация |
Cпектрограмма | |
Тоно-хромометрологическая карта | |
Интегральный топографический анализ | |
Историко-искусствоведческое исследование |
Результат: | Картина Кандинского |
Автор: | Евгений Семёнов |
1. Искусство есть память человечества, содержащая ряд сохранившихся и не сохранившихся памятников. Описание сохранившихся произведений практически завершено. Каталоги собраний полны и доступны, атрибуции точны; науке остаются только интерпретации и исправления мелких погрешностей. На фоне этого сплошного знания как никогда видны пустые разрывы исторического времени – произведения, которых сегодня нет физически. Для древности таких абсолютное большинство. Для нового времени – их меньше, но даже для двадцатого века их много. Любое произведение, известное только по фотографии или описанию, до сих пор оставалось значимой пустотой. Нет больше некоторых работ, изменивших историю и мифополагающих эпоху. Может ли быть развернута вглубь времени механическая способность познания, которая и есть пока что единственный предел нашего мира?
Начинается возрождение истории искусств.
Сегодня мы полагаем этому начало.
В качестве первого объекта восстановления мы выбираем работу Кандинского «60-е годы». Из восстановленных документов нам стало точно известно, что вечером 16 мая 1908 года Кандинский посмотрел именно эту работу и увидел ряд цветовых пятен, который не складывался больше ни в какой осмысленный порядок. Тогда он и принял решение уничтожить эту работу, что и было сделано через три с половиной часа. Вечернее освещение стало последней ступенью на пути к чистой абстракции. Стоя на пороге выхода, автор упразднил повод. Но его право отвергается. Реконструкции вещи, которая открыла собою одно из последних освобождений искусства, закончена.
Мы выражаем благодарность всем, кто помогал нам и проникся величием задачи.
2. Найденная фотография позволяет пересмотреть представления о размере этого произведения и о том месте, которое оно занимает в oeuvre художника. В раннем творчестве Кандинского замечательна странная несогласованность сюжетного начала и формального решения. Мифологические образы, натуральные пейзажи, фантастические сюжеты на русские темы трактуются в манере, исходящей из так называемого «черного» Сезанна. Равномерное форсирование цвета, нарастание внесюжетного давления колористического пятна, автономность фактуры – это путь к абстракции, еще сдержанный фигуративностью. Картина, которую мы реконструируем, представляется сегодня одним из первостепенных свидетельств этого пути. Форма отвлечена от сюжета и создает небывалое зрительное событие.
Наша задача – восстановить это событие. Здесь невозможно описать все этапы работы. Мы приводим методику восстановления формата и композиции и основы цветового анализа. Но главное остается за кадром – воссоздание картины в то единственном облике, который она имела. Это сложнейший процесс многократного и многостороннего анализа фотографии, проведенный по технологии криминалистики, космической и астрономической фотосъемки и электронной микрофотографии. Необходимо было повторить эту процедуру по отношению ко всем случаям, когда сохранилась и фотография, и сама картина. И только после составления цветовой карты, основой которой стали все сохранившиеся работы этой группы, можно было начать реконструкцию. Здесь каждый избранный цвет следовало проверять, фотографируя свою картину и возвращая его обратно в черно-белую шкалу. Потом были решены вопросы фактуры.
Остается результат этих усилий, который нет необходимости описывать. Он перед вами.
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В основу нашей работы легла редчайшая группа фотографий ранних работ В. Кандинского, сохранившаяся в составе архива покойного Николая Николаевича Зедделера. По этому прежде всего мы хотели бы выразить свою бесконечную признательность его наследникам, предоставившим нам возможность работать с этой коллекцией. Барон Николай Николаевич Зедделер (1875-1938) учился в студии Антона Ажбе в Мюнхене в те же самые годы, когда там учился и Кандинский. Их знакомство не было особенно близким, но поддерживалось и позже, в эмиграции, и 16 фотографий ранних и частично не сохранившихся работ Кандинского дошли до наших дней среди большой коллекции открыток и репродукций, привезенных из Росси. Все фотографии имеют надписи на оборотных сторонах, сделанные рукой самого Кандинского. Обычно надпись содержит названия и год, иногда место исполнения. В некоторых случаях эти сведения уже известны. В других мы получили возможность узнать неизвестную ранее авторскую датировку и название произведения.
Особенный интерес представляют фотографии утраченных работ, которые стоит исследовать с максимальным вниманием. Среди них мы остановились на картине «60-е годы» 1906 года, исполненной художником в Рапалло. Известная ранее по одной только фотографии, она имеет неверную дату исполнения и ошибочное название в каталоге «Kandinsky Watercolours. Cataloque Raisonne», №100. Формат ее неизвестен. Проведенное нами исследование возвращает ее к жизни как исключительное событие истории искусств.
4. ФОРМАТ И КОМПОЗИЦИЯ КАРТИНЫ
Формат реконструируемой работы Кандинского до сих пор не был известен. Но фотография, которая послужила основой для реконструкции, содержит объективную информацию для установления точного ее размера. Слева воспроизведена другая фотография из этой группы – а именно известной картины «Приезд купцов» 1905 года из частного собрания в Германии (Барнетт №191), которая, отметим, сфотографирована на мольберте. Его нижняя планка, удерживающая картину, хорошо различима. Картина сохранилась; ее точный размер – 92,5 х 135 сантиметров. Таким образом, длинна планки мольберта была нами вычислена с точностью примерно до одного — полутора сантиметров. Фотография нашей картины содержит эту же самую деталь – нижнюю планку мольберта. Исходя из определенного по вышеописанной методике ее линейного размера, мы и получаем итоговые 210 х 350 сантиметров. Эти параметры совершенно изменяют представление о данном произведении. Среди всех ранних работ Кандинского она представляет собою некий opus magnum, который был задуман и исполнен в особом масштабе и качестве. Более того. Внимательно сравнивая между собой представленные снимки, зритель может заметить, что пятна краски, царапины и тени на ее поверхности выглядят по-разному на двух фотографиях. А именно, изображение слева представляет собою зеркальное подобие изображения справа, и наоборот. Отсюда следует необычайное заключение: имеющиеся сегодня фотографии этой картины представляют собою ее зеркальное, а не прямое изображение. Восстанавливая картину, мы должны вернуться к зеркальному ее изображению.
5. ЦВЕТ И ФАКТУРА
Реконструкция колористического решения картины представляла собою самую большую трудность. Нами была составлена полная хроматическая таблица по всем сохранившимся работам этого времени. Каждая такая спектрограмма – это сопоставление хроматического ряда сохранившейся картины с ее тональным черно-белым воспроизведением на фотографии. Задачей было определение параметров воспроизводимости того или другого цвета в сепиевой шкале. Помимо очевидных трудностей, связанных с тональным смещением красных и желтых в сторону белого, исключительную сложность обнаруживают хроматические карты любых смесей, содержащих эти цвета. Чтобы решить эти и подобные задачи, мы составили для каждой из работ карту хроматической интеграции, которая представляет собою компьютерную обработку сочетаемости цветов внутри колористического единства каждого произведения. Этот весьма трудоемкий и требующий огромных вычислительных мощностей процесс привел нас к математической форме описания взаимосочетаемости цветов в картинах художника между 1903 и 1908 годом. При этом вводились локальные поправочные коэффициенты в зависимости от места и темы написания работы: так, внутри группы работ, исполненной во время поездки в Тунис в 1904-1905 годах, спектрограммы смещаются на уровень от 15% в холодной синей стороне спектра до совершенно неожиданных для нас 37% в области коричневых и теплых черных. Соответствующие поправки помогли дифференцировать спектрограммы нашей работы. Перевод ее в точную цветовую форму был невозможен без использования расчетов русской группы сотрудников ЦЕРНа в Лозанне, которые прониклись значением поставленной нами задачи.
Проект «Возвращение навсегда» на выставке «Украшение красивого» в Государственной Третьяковской Галерее.