Анатомический театр 2013
Проект «Анатомический театр»
Анатомический театр (Livre d’artiste)
Темой предлагаемого проекта является способ презентации книги художника Евгения Семёнова «Произведение и документация к нему», представляющей его творческую деятельность последних 20-ти лет. Автор решает отказаться от традиционной привязки издания к какому-то ни было событию, например ретроспективной выставке, что неизменно делает его зависимым, превращая во второстепенный объект. Автор хотел бы ощутить КНИГУ как самодостаточное культурное событие. Художника привлекает возможность видеть весь контент одновременно на еще не разрезанных полиграфических листах, инсталлированных как отдельные произведения, а также другие сопутствующие издательскому процессу материалы, которые, по мнению автора, несут самостоятельную художественную ценность. Таким образом, зрителю представлена АНАТОМИЯ КНИГИ. Предлагаемый способ переживания материала в чем-то схож с театральным действием, где зритель одновременно является свидетелем как законченного произведения, так и процесса его создания. Поэтому название АНАТОМИЧЕСКИЙ ТЕАТР как нельзя лучше отражает идею этой инсталляции. В предложенном «пространстве сцены» герой-книга проходит весь свой жизненный путь: рождается, живет и умирает в огне.
«Арт-Москва» поперхнулась «Анатомическим театром»
Проект, получивший название «Анатомический театр» представляет книгу Семенова «Произведение и документация к нему». Сам автор опуса — видный продолжатель московского концептуализма — считает, что состоявшийся художник не может считаться таковым без книги, прослеживающей его эволюцию. Парадокс в том, что проследить эволюцию в данном случае весьма непросто: творчество Семенова не отличается прямолинейностью; не случайно его причисляют к так называемым «спрятанным художникам», будто бы не имеющим собственного лица.
— Видя мои работы разных периодов, часто думают, что это произведения разных авторов, — говорит Евгений. — Ведь нормальный зритель оценивает современного художника по аналогии с классиками, глядя на внешние сходства и различия. Однако в эпоху постмодернизма почерком может быть творческий метод сам по себе…
Вот и на «Арт-Москве», в окружении инсталляций «для офиса» и «пентхаусной» живописи, Семенов явил свой почерк как творческий метод, превратив презентацию в самодостаточное культурное событие. Пробные оттиски, гора типографских обрезков, различные издательские материалы, белая «про-книга» и сгоревшая «пост-книга» воспринимаются как отдельные произведения искусства. А как апофеоз — «Вавилонская башня» с четырехкилограммовыми томами Семенова. (Помните библейское «Они хотели сделать себе имя»?).
Впрочем, Евгений никогда не ограничивался интеллектуальными играми. Проект «Анатомический театр», где книга художника рождается, живет и умирает в огне, можно назвать очередной попыткой осмысления магии творчества — его рождения и смерти. Аплодисменты в зале.