Мне показался интересным как бы исключить зрителя из представленного дискурса. Это диалог между двумя супергероями прошлого и будущего и «третий» тут лишний.
Incognito 3 Сон Волчка «Халк»
Спрятанные художники «Сны Героев»
Проект, состоящий из двенадцати инсталляций
Incognito 3
Сон Волчка «Халк»
Встреча двух страхов
Будущее неопределенно, а значит и страшно. Волчок – это детский страх из прошлого, персонаж маминых колыбельных, который укусит за бочок, если что. Волчок не злой и не хороший, но потусторонний, из сна, а потому может быть всяким и в любом своем качестве он жутковат. Дети любят бояться, не отсюда ли непреодолимая тяга к подвалам, чердакам, кладбищам, то и дело влекшая детские ватаги со свечами, спичками и тусклыми фонарями в эти недетские места? Когда немного жутко, можно ярче ощущать уют кровати и света ночника. И вот потусторонний житель детского сна встречается с таким же потусторонним и сказочным… Халком.
Это встреча двух страхов, и зритель здесь явно лишний, ему сложно втиснуться и понять даже между кем происходит этот тет-а-тет. Это личное переживание волчка, он всматривается в будущее, и не может понять его. Он не может признать в Халке собрата или соратника. Халк страшен, он похож не на уютный детский страх, а на адского демона. Он анатомичен до тошноты, в его потусторонности нет тепла, лишь холод и стерильность лабораторий. Халк огромен, необуздан, дик, силен, разрушителен и, вместе с тем, герой в детских глазах, на него хотят быть похожими в играх. В волчке больше тайны, условности, необъясненного, необъяснимого, невысказанного. Им не хотят быть. Халк определен до последней жилки. Он гол, гладок, понятен.
Волчок неопределен, оттого и мохнат, его реальный размер отличается от мнимого. В нем, в его шерсти есть пространство для размышления, фантазий, поисков. Волчок – это деликатный фильм ужасов прошлого, где боишься того, что так никогда и не попало в кадр, того, что лишь могло быть в чаще, под могильным камнем, за дверью. Халк – ужас настоящего со всей его органической слизью, телесностью, смакованием анатомии. Эта конкретика как будто страшнее, но страх это физиологический, как неприязнь к падали, здесь больше нет таинственного страха неизвестного–потустороннего. Это страх–отвращение, страх тела, а не онтологический страх души.
Волчок прост. Его не выводили в лаборатории, это не облученный взрывом гамма–бомбы ученый–экспериментатор. Волчок просто «пришел». Юрий Норштейн говорит, что он жил в нем задолго до появления фильма. Халк – синтетический персонаж. Его насильственно придумывали несколько человек. И потому еще в нем нет тайны. А в Волчке – есть. Он ведь «пришел».
Трудно сказать, что для чего здесь будущее. Волчок «пришел» в 1979 году, Халк – в 1962, хотя завоевал мир лишь в 21 веке.